АУТИЗМ

2 апреля каждого года проводится Всемирный день

 распространения информации об аутизме (под эгидой ООН).

 В этот день по всему миру проводятся мероприятия,

призванные обратить внимание к этой важной теме.

 

 

 

            Аутизм — состояние, характеризующееся преобладанием замкнутой внутренней жизни, активным отстранением от внешнего мира, бедностью выражения эмоций.

Аутизм представляет собой нарушение развития нервной системы, для которого свойственны многообразные проявления, отмечаемые впервые в младенческом или детском возрасте, и устойчивое течение расстройства, как правило, без ремиссий.

выделяют четыре основных группы признаков и симптомов:

  1. ранний аутизм (у детей до двух лет),
  2. детский аутизм (у детей от двух до одиннадцати лет),
  3. подростковый аутизм (у тинейджеров от одиннадцати до восемнадцати лет) и
  4. аутизм взрослых.

В младенческом возрасте стоит обратить внимание на такие симптомы, как искажение реакции на дискомфорт, чрезмерно бурные реакции испуга и плача в ответ на слабые звуковые раздражители. Для аутизма  существует характерная триада симптомов:

  • недостаток социальных взаимодействий;
  • нарушенная взаимная коммуникация;
  • ограниченность интересов и повторяющийся репертуар поведения.

В возрасте  от 2 до 11 лет:

У детей старше двух лет остаются все те симптомы, которые характерны для раннего аутизма (не откликается на свое имя, не смотрит в глаза собеседнику, играет в одиночестве и т.д.), а также к ним присоединяются и другие:

Ребенок не желает принимать участие в беседах, никогда не начинает разговор и вообще не стремится к общению;

Ребенка интересует только один вид деятельности (музыка, рисование, математика);

Может повторять одно и то же слово либо звук постоянно;

Если происходит смена привычной обстановки, ребенок впадает в панику;

Ребенок с трудом приобретает навыки, в школе не может научиться читать и писать.

 

Возраст - старше одиннадцати лет

В этом возрасте дети, страдающие синдромом аутизма, обычно приобретают простые навыки общения с людьми, однако все равно предпочитают одиночество. Период полового созревания у детей с аутизмом протекает намного сложнее, чем у обычных детей. Они становятся агрессивными, могут находиться в депрессии.

Причины аутизма у детей

            Ученые до сих пор не могут установить причины возникновения аутизма у детей. Теорий по этому поводу существует много, однако ни одна из них так и не нашла подтверждения клинически. Большинство ученых считает, что аутизм детский – наследственное заболевание. Однако дети-аутисты рождаются в абсолютно благополучных семьях.

Ученые выяснили, что чаще всего аутизм поражает первенцев.

Не исключают, что причиной данного заболевания является вирусная инфекция (краснуха, корь, ветрянка) матери во время беременности. Она способствует органическим изменениям строения головного мозга ребенка, что в дальнейшем приводит к детскому аутизму.

Другая теория, возникновения аутизма Эволюция!!!

Есть предположения, что изменения в развитии головного мозга, вызывающие детский аутизм, есть следствие мутаций вызванных эволюцией человека.

Согласно теории Дарвина, о происхождении человека, некое обезьяноподобное существо в результате эволюции, превратилось в человека. Переломным моментом было то, что это существо начало использовать подручные средства (палка-копалка, …), далее постоянно усовершенствуя навыки, получило скачек в развитии.

Так вот, возможно, сегодня происходит такой же переломный момент в изменении мышления человека. Ведь аутисты, менее эмоциональны, более сосредоточены на чем-то одном, делают все строго по расписанию. Попросту говоря занимаясь какой либо работой аутист не думает о том, что ему купить на ужин после работы, не забыл ли он выключить утюг, уходя на работу, не переживает о том, что на улице идет дождь, потому что живя по определенному расписанию он попросту не может не выключить утюг, о дожде он будет думать когда под него попадет, а о покупках, в магазине. То есть, по сути, формируется человек с абсолютно новым, более дисциплинированным и продуктивным мышлением.

 

Симптомы и признаки

Ученые определили три признака, по которым определяется наличие аутизма у детей:

  • Нарушение социального взаимодействия.
  • Возникновение трудностей при общении с окружающими людьми.
  • Особенности в поведении детей.

 

Обычно психиатры описывают симптомокомплекс, который наблюдается у пациентов. А вот клинические симптомы описываются очень разнообразно. Связывают это с тем, что аутизм, как и человек, очень многогранен и формируется он у каждого пациента в зависимости от личности больного и окружающей его среды по-разному.

Первые признаки аутизма у новорожденных могут появиться уже в трехмесячном возрасте, но они еще не вызывают опасений у родителей, т. к. нарушения в поведении малыша можно отнести к особенностям его характера и младенческий возраст.

Когда появляются первые симптомы аутизма у детей, родители обращают внимание на то, что малыш не может делать что-либо, выполняемое его сверстниками в каком-то определенном возрасте. Симптомы аутизма отличаются своей многочисленностью, так как каждый малыш индивидуален. Как проявляется у детей аутизм?

К симптомам аутизма у новорожденных детей и у детей более старшего возраста можно отнести такие:

  • ребенок не может правильно реагировать на разнообразные звуки;
  • у него повышенная двигательная активность,
  • отсутствует интерес к еде;
  • имеется привычка ходить на носочках;
  • малыш не плачет, если родители уходят куда-нибудь, не пытается улыбнуться им.

 

Одной из первых жалоб родителей является отсутствие, по мнению родителей, слуха у детей. Малыш при довольно громких звуках не показывает интереса к его источнику. На самом деле это можно объяснить тем, что в этот момент ребенок находится в своем замкнутом пространстве и он не будет реагировать на раздражитель, пока тот не будет доставлять ему дискомфорт.Среди других симптомов можно выделить следующие:

  • Становится видна задержка в психическом развитии ребенка.
  • Ребенок старается избегать зрительных контактов, у него появляется нежелание смотреть в глаза окружающих людей.
  • Может не реагировать на вопросы и какие-то действия родителей и знакомых, не узнает тех, кто бывает с ним каждый день.
  • Проявляется неспособность слушать говорящего с ним человека и понимать те слова, которые он услышал.
  • Ребенок не может передать свои эмоции, чувства, требования и просьбы.
  • У малыша периодически возникает спонтанные нервозность, раздражительность, злость. Возникают трудности в понимании обыденных вещей. Ребенок отказывается выполнять элементарные просьбы и требования.

Дети, которые страдают аутизмом, чувствуют себя дискомфортно в обществе. Для их поведения характерны отстраненность от внешнего мира и желание находиться в одиночестве.  Одним из важных симптомов у детей среднего и старшего возраста могут быть неспособность к обучению. Ребенок не может формулировать предложения, говорить правильно даже при регулярном обучении.

  • Многие не переносят яркий свет. Они не любят каких-либо изменений, не нравятся им перемены, которые вносятся в их привычный режим.
  • У детей нарушается способность понимать полученную информацию, они не любят делиться чем-либо с окружающими.
  • Дети-аутисты могут по-разному относиться к присутствию или отсутствию матери: одни вовсе не замечают ее, а другие очень тяжело переносят уход и отсутствие мамы. Их реакция может закончиться тяжелым соматическим состоянием (повышенной температурой, рвотой).
  • В более старшем возрасте у детей появляется нежелание принимать участие в различных коллективных играх, дружить с детьми, у них отсутствует чувство сопереживания.

Известно, что у детей с нарушениями развития чаще возникают проблемы со сном, и в случае с аутизмом, по некоторым данным, эти проблемы ещё более распространены; детям-аутистам бывает сложнее уснуть, они могут часто просыпаться среди ночи и ранним утром. По результатам исследования, проведённого в 2007 году, около двух третей детей-аутистов в своей жизни испытывали проблемы со сном.

Родители детей-аутистов страдают от повышенного уровня стресса. Братья и сёстры аутистов реже вступают с ними в конфликт и чаще являются для них объектом восхищения, однако во взрослой жизни у них чаще отмечается плохое самочувствие и ухудшенные взаимоотношения с сиблингом-аутистом.

 

Лечение аутизма

 

Лечение детей с аутизмом – это длительный, сложный, трудоемкий процесс, который истощает не только физически, но и психологически. Родители ребенка с аутизмом должны приготовиться к длительной борьбе с болезнью, которая не всегда приносит результаты.

Медикаментозное лечение при аутизме не имеет эффекта. Лекарственные препараты необходимо использовать только для купирования сопутствующей симптоматики. Основной способ лечения – это психотерапия и социальная адаптация.

Какими же правилами необходимо пользоваться при лечении ребенка с аутизмом?

1. Необходимо выбрать опытного психиатра, который будет заниматься лечением ребенка длительное время. Частая смена врачей ведет только к ухудшению состояния ребенка. Основная методика лечения ребенка – это беспрерывное повторение и закрепление выученных навыков. Если врачи меняются, каждый из них начинает лечение по своей собственной программе, то это только дезорганизует ребенка и не позволяет ему закрепить изученные навыки.

2. Родители должны понимать, что лечение ребенка с аутизмом – это задача не только врача, но и всех родственников ребенка. Лечение не прекращается ни на минуту и продолжается за стенами кабинета психиатра дома, на улице, в детском саду. Помимо лечения ребенка, родители должны сами посещать психолога, психотерапевта, так как работа с ребенком, больным аутизмом, очень сильно сказывается на психике его родителей.

3. Очень важно для родителей делать перерыв. Как я уже говорил: это очень большая психологическая нагрузка для родителей бороться с заболеванием и не видеть никакой отдачи. Поэтому очень важно хотя бы раз в год делать перерыв и уезжать отдохнуть, не думая о болезни ребенка. В это время уход может осуществлять другой родитель или бабушка с дедушкой.

4. Лечение ребенка с аутизмом – это беспрерывное повторение. Изо дня в день придется повторять одно и то же (например, застегивать пуговицу на рубашке), пока ребенок не научится это делать. Но даже после изучения какого-либо навыка необходимо периодически возвращаться к его повторению, так как даже полученные навыки со временем могут теряться.

5. Очень важно общаться с другими родителями, у которых дети так же больны аутизмом. Это поможет легче пережить заболевание ребенка, можно обменяться опытом с другими родителями, порадоваться их успеху. В больших городах существуют кружки, где встречаются такие родители, скорее всего ваш психиатр будет знать о таком кружке в вашем городе. Так же можно посетить в интернете различные форумы, где можно обменяться опытом и получить консультацию от других родителей и врачей.

6. Ребенок должен иметь точный распорядок дня. Он должен знать, что ему делать в следующую минуту. Отсутствие такого распорядка дезорганизует детей.

7. Окружающая обстановка должна быть максимально неизменчивой. Все предметы должны лежать строго на своих местах.

8. Необходимо стараться привлечь внимание ребенка. Для этого нужно несколько раз обращаться к нему по имени. При этом ни в коем случае нельзя повышать голос. Повторять имя ребенка необходимо с одинаковой интонацией до тех пор, пока он не обратит на вас внимание. Ни в коем случае нельзя использовать силу и болевые стимуляторы.

Прогноз для каждого конкретного случая различный. Не стоит ожидать чуда, что через неделю лечения ваш ребенок станет совершенно нормальным. Лечение детей с аутизмом продолжается всю жизнь и не прекращается ни на день. У некоторых детей положительная динамика заболевания наблюдается уже через 2-3 недели, через 6-8 месяцев динамика заболевания становится хорошо заметной: дети идут на контакт, отвечают на вопросы, правильно используют личные местоимения. Но в некоторых случаях добиться хоть какой-то положительной динамики не удается даже спустя годы лечения.

Лечение детей, страдающих аутизмом, продолжается всю жизнь и им должен заниматься ПСИХОЛОГ. В некоторых случаях положительной динамики удается добиться быстро, а иногда на это уходят годы.

Родителям следует знать и помнить, что если ребенок страдает аутизмом, прежде всего его, нужно любить и принять таким, какой он в данный момент есть.

Врач-психиатр Лопин К.В.